Дополнительное освещение картин в интерьере – это и необходимость, и возможность преобразить обстановку комнаты до неузнаваемости. Правильная подсветка не только даёт возможность рассмотреть художественное произведение, но и расставляет в помещении нужные акценты, подчёркивает красоту и индивидуальность интерьера.
Чтобы подсветка картин работала именно так, при её создании нужно учитывать как технические, так и эстетические нюансы.
Назначение подсветки
Главная функция светильников для картин очевидна: они нужны для привлечения внимания к предметам искусства. Именно свет в большой степени ответственен за эстетическое наслаждение от созерцания художественных полотен, а также от изучения отдельных их деталей и элементов.
Помимо основного назначения подсветка картин может исполнять в интерьере дома следующие роли:
- зонировать пространство комнат;
- служить альтернативой локальным светильникам: бра, торшерам, настольным лампам, ночникам;
- быть самостоятельным элементом декора.
Элегантные и лаконичные светильники для картин смотрятся органично в интерьерах любого стиля. С их помощью можно не только акцентировать внимание на определённых предметах, но и создавать в доме атмосферу уюта и изысканной роскоши.
Техническая сторона вопроса
Вид приборов
Чаще всего для подсветки картин используют следующие виды светильников:
- Бра – наиболее функциональный вариант. Бра не только подсвечивают картины нужным образом, но и могут заменить собой в интерьере торшер или ночник. Настенные светильники особенно уместны в коридорах и холлах вытянутой формы.
- Споты – более современный вид подсветки. Обладая лаконичной «внешностью», они органично вписываются в лофтовые, хай-тек или минималистичные интерьеры. Конструкция спотов позволяет регулировать направление светового потока, чтобы освещать художественные полотна наиболее выгодно.
- Встраиваемые светильники – их главный плюс в компактности. Такие светильники устанавливают в помещениях, где разместить бра или споты нет возможности. Для подсветки картин выбирать нужно поворотные модели, чтобы была возможность настраивать правильное направление светового потока.
- Специальные подсветки картин – они обладают особой конструкцией, создающей равномерное и направленное освещение полотна.
Тип лампочек
Теоретически подсветку предметов искусства можно организовать любыми лампами, однако не каждый вариант сможет «подать» картины в наиболее выгодном свете.
Светильники могут оснащаться:
- Лампами накаливания – свет от них близок к естественному солнечному, а потому комфортен для глаз. Однако традиционные лампочки «грешат» искажением цветопередачи, по этой причине их нежелательно использовать для подсветки предметов искусства. Ещё один недостаток ламп накаливания – они греются в процессе работы и могут повредить художественным полотнам.
- Галогенными лампами – эти источники менее энергозатратны, чем лампы накаливания. Они обладают хорошей цветопередачей, но тоже очень сильно нагреваются в процессе работы и, кроме того, плохо переносят скачки напряжения в сети.
- Люминесцентными лампочками – они тоже экономичные и достаточно яркие, но при этом свет дают холодный, искажающий цвета. Кроме того, эти лампы не отличаются экологичностью, поскольку содержат пары ртути.
- Светодиодными лампами – это оптимальный вариант для подсветки картин. Эти источники света экономичны, безопасны, долговечны, а главное, обладают нужным уровнем цветопередачи, то есть позволяют увидеть и воспринять истинные тона и оттенки художественного полотна.
Характеристики света
Свет, который в полной мере сможет раскрыть красоту и мельчайшие детали художественных полотен, должен обладать определённым набором характеристик.
- Угол рассеивания – при включении подсветки художественное полотно должно освещаться полностью (включая раму). Если светильник «выхватывает» из темноты лишь часть картины, значит, его угол рассеивания слишком мал. Оптимальной длиной светильника считается длина в 2/3 или 3/4 от длины рамы.
- Цветовая температура: свет бывает тёплым, нейтральным или холодным. Тёплые желтоватые и холодные голубоватые оттенки света искажают цветопередачу, что негативно сказывается на восприятии предметов искусства. По этой причине для подсветки картин надо выбирать источники, дающие нейтральный свет, максимально приближенный к естественному солнечному.
- Уровень цветопередачи: по этому показателю определяют, насколько близко к реальности человеческий глаз воспринимает цвета предмета, освещённого определённым образом. Оптимальной цветопередачей обладают светодиодные источники света.
Свет может оставлять блики на картинах, закрытых стеклом. Чтобы этого не происходило, нужно подбирать светильники с возможностью регулировки наклона. Увести блик со стекла помогут приборы с 30-градусным наклоном к вертикали художественного полотна.
Нюансы эстетики
Правильные светильники для картин выглядят аккуратно и стильно, но при этом никак не перетягивают внимание зрителей на себя, а наоборот, помогают сосредоточиться на самом художественном полотне. Эстетика подсветки для картин – это правильно подобранный материал, дизайн и цветовое исполнение приборов.
Материал светильника обычно выбирают с учётом материала рамы и общей стилистической концепции интерьера.
Возможные варианты:
- Хром – лаконичный, бюджетный, простой в уходе. Хромированные светильники уместны в техно- или лофтвых интерьерах. Для классики и барочного стиля они не особенно подходят из-за своего холодного стального оттенка.
- Латунь – прочная, долговечная, обладающая особым шармом и эстетикой. Латунные светильники – неотъемлемый элемент традиционных интерьеров, они смотрятся красиво, «дорого» и органично в «компании» с классическими художественными произведениями. С минимальным декором они вполне могут использоваться и в современных интерьерных решениях. К их недостаткам можно отнести неустойчивость к коррозии и довольно высокую цену.
- Бронза – стойкая, тяжёлая и обладающая «богатой» внешностью. Бронзовые светильники выглядят очень благородно и эстетично. С их помощью часто подсвечивают действительно дорогие и ценные художественные коллекции. Пожалуй, единственный минус бронзы – её высокая стоимость. И ещё один нюанс – такой материал не особенно гармонирует с современными минималистичными или урбанистическими интерьерами.
- Пластик – современный, имеющий множество вариантов декора и цветовых решений. Оригинальный пластиковый светильник легко оживит интерьер и само художественное произведение, а ещё за ним очень просто ухаживать. Из минусов у этого материала – довольно бюджетный внешний вид, хрупкость и неустойчивость к нагреву.
Дизайн и цветовую гамму светильников подбирают с учётом геометрии помещения, отделки стен, расцветки мебели и других нюансов интерьера.
Подсветка картин – это не главный, и даже не дополнительный источник света в помещении. Она представляет собой специализированный инструмент для оформления отдельных предметов интерьера. Чтобы этот инструмент тоже работал на правильное общее восприятие убранства комнат, при его выборе нужно уделить достаточно внимания и функционалу, и эстетическим особенностям оборудования.